Завод имени Лихачева (ЗиЛ) — российская автомобилестроительная компания. Полное наименование — Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва».
История
Устав «Товарищества на паях автомобильного Московского общества» был утвержден 18 мая 1916 года. Автомобильный завод АМО ("Автомобильное московское общество) был основан торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и К» 2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 года. Рябушинскими планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика «ФИАТ-15 Ter» образца 1915 года, но планам помешала разруха и национализация после Великой октябрьской социалистической революции. Начатое в 1915 году строительсво, к революции было выполнено на 95 %. 15 августа 1918 г. АМО был национализирован под предлогом срыва Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод успел собрать из итальянских сборочных комплектов 1317 грузовиков, из которых 432 ед. в 1917 г., 779 ед. — в 1918 г. и 106 ед. — в 1919 г.
В 1919—1923 гг. завод занимался ремонтом грузовиков иностранных марок и налаживал производство моторов. Наиболее массовой восстанавливаемой (фактически заново) моделью в этот период был американский 3-тонный грузовик «Уайт», который АМО выпустил в количестве 131 ед. Этот грузовик даже хотели запускать в производство, но предпочтение было всё же отдано более лёгкому «ФИАТ-15 Ter», на который имелась вся конструкторская документация. Кроме того, предприятие за эти годы капитально восстановило 230 автомобилей, произвело средний ремонт 18 и текущий ремонт 67 автомобилей, а также отремонтировало 137 мотоциклов. С 1920 года АМО участвовало в советской танковой программе, в частности с февраля по июль было изготовлено 24 танковых двигателя для танка КС «Русский Рено».
Предприятие продолжало восстанавливаться после разрухи и 1 ноября 1924 г. полностью самостоятельно собрало первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15. 7 ноября колонна из десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади. Через неделю после парада несколько грузовиков АМО-Ф-15 с успехом участвовали в автопробеге по центральной России, чем подтвердили достаточный уровень качества продукции АМО. После этого капвложения в дальнейшее развитие предприятия увеличились. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО три модернизации. Констукция грузовика «Уайт» была переработана на АМО и передана для освоения на Ярославский автозавод (бывший Завод Лебедева), где грузовик выпускался с 1925 года как Я-3 и стал родоначальником всех довоенных ЯГ-ов.
В 1925 г. завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 г. директором был назначен И. А. Лихачев. Производство постепенно возрастало, и к 1931 году было сделано 6971 экз. из которых 2590 было призведено в 1929/30 хозяйственном году. АМО-Ф15. Однако масштабы стапельного производства были совершенно неудовлетворительными для страны, разворачивавшей индустриализацию. Поэтому в 1930 для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 и запуска конвейера (первого в СССР) он именовался АМО-3 мощность мотора которого была увеличена по сравнению с образцом с 54 л.с. до 72 л.с., а после модернизации в 1933 году переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения коренной реконструкции предприятия (до 100 000 автомобилей в год) этот легендарный в будущем грузовик пошёл в массовую серию. Суточный объём выпуска ЗИС-5 превысил 60 автомобилей. На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций из которых 19 пошли в серию.
ЗИЛ неоднократно был пионером применения в отечественном автомобилестроении многих конструктивных новинок. Среди них гидравлический привод тормозов (1931 г.), двенадцативольтовая система оборудования (1934 г.), восьмицилиндровый двигатель и радиоприемник (1936 г.), гипоидная главная передача и стеклоподъемники с сервоприводом (1946 г.), четырехкамерный карбюратор и кондиционер (1959 г.), четырехфарная система освещения (1962 г.), дисковые тормоза (1967 г.).
Даты переименования завода с 1916 г. по настоящее время
1 января 1916 года — Ремонтно-производственные мастерские
20 июля (2 августа по н.с.) 1916 года — Автомобильное московское общество, АМО
30 апреля 1923 года — Автомобильное московское общество им. Ферреро
1925 год — 1-й Государственный автомобильный завод
1 октября 1931 года — «1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина» (ЗиС).
26 июня 1956 года — Московский дважды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И. А. Лихачева. (ЗиЛ) [Постановление ЦК КПСС СМ СССР № 865].
13 июля 1971 года в Московский трижды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автозавод им. И. А. Лихачева Производственное Объединение (ПО ЗИЛ) [на основании приказа Министерства автомобильной промышленности СССР от 1 июля 1971 г. № 221]
23 сентября 1992 года предприятие было преобразованно в Акционерное московское общество открытого типа «Завод имени И. А. Лихачева» АМО ЗИЛ [Москва, регистрационная палата, серия МРП, регистрационный номер № 007.127, реестр РСФСР, код ОКПО 00231395 и решение правления АМО ЗИЛ].
15 июля 1996 года в Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачева» АМО ЗИЛ [Московская регистрационная палата, регистрационный № 7121-iu3].
Собственники и руководство
Около 64 % акций АМО ЗИЛ контролирует правительство Москвы.
Деятельность
АМО ЗИЛ специализируется на производстве грузовых автомобилей полной массой от 6,95 т до 17,7 т, автобусов малого класса длиной 6,6—7,9 м (производство под заказ) и легковых автомобилей высшего класса (производство под заказ). В 1975-1989 гг. завод ежегодно собирал по 195—210 тыс. грузовиков. В 1990-х объем производства катастрофически сократился до 7,2 тыс. грузовиков (1996), но в 2000-х возрос до 21-22 тыс. В 2006 году произведено 22 тыс. автомобилей. С 1924 по 2006 завод произвел 7 млн 853 тыс. 985 грузовых автомобилей, 39 тыс. 501 автобус (в 1927-1961 гг. и с 1993 года) и 12 тыс. 145 легковых автомобилей (в 1936-2006 гг.). Кроме того, в 1951-2000 гг. изготовлено 5,5 млн бытовых холодильников и в 1951-1959 гг. — 3,24 млн велосипедов. На экспорт в 51 страну мира поставлено свыше 630 тыс. автомобилей.
За 2006 год АМО ЗИЛ отгрузил потребителям 6377 грузовых автомобилей (91,9 % к 2005 году) и 41 автобус (124,2 %). В 2006 году выручка компании составила 3,436 млрд руб. (108,3 % к 2005 году).
Модели
Легковые автомобили
ЗИС-101 (1936—1940)
ЗИС-101С (1937—1941)
ЗИС-101А (1940—1941)
ЗИС-102, ЗИС-102А (1939—1941)
ЗИС-101А-Спорт (1939)
ЗИС-110 (1945—1958)
ЗИС-110А (1949—1957)
ЗИС-110Б (1945—1958)
ЗИС-110П (1955)
ЗИС-115 (1949)
ЗИЛ-111, ЗИЛ-111А (1958—1962)
ЗИЛ-111В (1960—1962)
ЗИЛ-111Г (1962—1967)
ЗИЛ-111Д (1964—1967)
ЗИЛ-114, ЗИЛ-114АЕ, ЗИЛ-114Е, ЗИЛ-114К (1967—1976)
ЗИЛ-117, ЗИЛ-117Е (1971—1983)
ЗИЛ-117В (1973—1979)
ЗИЛ–115/ ЗИЛ-4104 (1976—1983)
ЗИЛ-41042 (1976—1983)
ЗИЛ-41043 (1980—1983)
ЗИЛ-41044 (1981)
ЗИЛ-4105 (1983—1984)
ЗИЛ-41045 (1983—1986)
ЗИЛ-41046 (1983)
ЗИЛ-41048 (1984)
ЗИЛ-41049 (1984)
ЗИЛ-41051 (1984)
ЗИЛ-41047 (1985—2000)
ЗИЛ-41041 (1986—2000)
ЗИЛ-41052 (1987—1999)
ЗИЛ-4107 (1988—1999)
ЗИЛ-41072 (1989—1999)
Товарищ Сталин поправляет дворники ЗиСа-101
ЗиЛ-41047
Гоночные автомобили
ЗИС-112 (1951)
ЗИЛ-112С (1962)
Грузовые автомобили (базовые модели)
ФИАТ-15 Ter (1917—1919)
АМО-Ф-15 (1924—1931)
АМО-2 (1930—1931)
АМО-3 (1931—1933)
ЗИС-5 (1933—1941)
ЗИС-5В (1942—1946)
ЗИС-6 (1934—1941)
ЗИС-22, ЗИС-22М (1941)
ЗИС-32 (1941)
ЗИС-42, ЗИС-42М (1942—1944)
ЗИС-50 (1946—1948)
ЗИС-150 (1947—1957)
ЗИС-151 (1948—1958)
ЗИЛ-164 (1957—1964)
ЗИЛ-157 (1958—1991)
ЗИЛ-130, ЗИЛ-130-76/130-80 (1964—1986)
ЗИЛ-131, ЗИЛ-131Н (1967—1990)
ЗИЛ-133Г1/Г2 (1975—1984)
ЗИЛ-133ГЯ (1979—1992)
ЗИЛ-4314 (1986—1995)
ЗИЛ-4331 (1986—2003)
ЗИЛ-133Г4/Г5 (1992—1999)
ЗИЛ-433360 (с 1992)
ЗИЛ-5301 (с 1994)
ЗИЛ-4334 (с 1995)
ЗИЛ-4327 (с 1998)
ЗИЛ-6309 (1999—2002)
ЗИЛ-432930 (с 2003)
ЗИЛ-433180 (с 2003)
ЗИЛ-436200 (с 2006)
ЗиЛ-5301
Автобусы
ЗИС-8 (1934—1936)
ЗИС-16 (1938—1941)
ЗИС-154 (1947—1949)
ЗИС-155 (1949—1957)
ЗИС-127 (1955—1960)
ЗИЛ-158 (1957—1959)
ЗИЛ-118 «Юность» (1961—1970)
ЗИЛ-118К, ЗИЛ-119 «Юность» (1971—1986)
ЗИЛ-3207 (1987—1994)
ЗИЛ-3250 (с 1998)
Опытные
ЗИЛ-Э167
ЗИЛ-Э167
Спецтехника
ЗИС-152 (БТР-152) (1950—1955) — бронетранспортёр, колёсная формула 6х6
ЗИС-152В (БТР-152В) (1955—1957) — бронетранспортёр, колёсная формула 6х6
БТР-152В1 (1957—1962) — бронетранспортёр, колёсная формула 6х6
ЗИС-485 (БАВ) (1952—1958) — амфибия, колёсная формула 6х6
ЗИЛ-485А (БАВ) (1959—1962) — амфибия, колёсная формула 6х6
ЗИЛ-135Л (1961—1962) — специальный автомобиль высокой проходимости, колёсная формула 8х8
ЗИЛ-135К, ЗИЛ-135М (1961—1962) — специальный автомобиль высокой проходимости, колёсная формула 8х8
ЗИЛ-135ЛМ (1963—1964) — специальный автомобиль высокой проходимости, колёсная формула 8х8
ПЭУ-1 (1967—1978) — поисково-спасательная установка
ЗИЛ-4906 (1980—1991) — грузовой вездеход поисково-спасательного комплекса «Синяя птица»
ЗИЛ-29061 (1981—1983) — шнекороторный снегоболотоход поисково-спасательного комплекса «Синяя птица»
ЗИЛ-497200 (c 1992) — автомобиль высокой проходимости с кузовом-фургоном КЦ-4972
АЦ 3,2-40 (с 1998) — пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ-433104 и ЗИЛ-433114
АЦ 0,8-40/2 (с 2000) — пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ-530104