Итак, приступим. Первым делом выполните построение параллелепипеда, соответствующего по габаритам моделируемому автомобилю. Для этого выполните из главного меню команду Create>Standard Primitives>Box ( Создать>Стандартные примитивы>Параллелепипед) и в области свитков командной панели раскройте свиток Keyboard Entry (Ввод с клавиатуры) и задайте в счетчиках следующие значения: Length (Длина) — 4700, Width (Ширина) — 1560 и Height (Высота) — 1130. В свитке Parameters (Параметры) установите значение Length Segs : (Сегментов по длине) равным 5, а Width Segs (Сегментов по ширине) равным 2 и щелкните на кнопке Create (Создание), для завершения построения параллелепипеда. После этого перейдите в окно проекции Left (Слева) и переместите параллелепипед по оси Z на такую величину, чтобы его верхний край выровнялся по верхнему краю виртуальной студии, соответственно нижняя часть окажется на уровне днища автомобиля. Выполнив построение параллелепипеда и его позиционирование относительно виртуальной студии, можно переходить к завершающей стадии предварительных настроек. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- Выделите построенный параллелепипед и щелкните на нем правой кнопкой мыши, в результате чего откроется контекстное меню.
- Выполните из контекстного меню команду Convert To>Convert to Editable Poly (Преобразовать>Преобразовать в редактируемую полигональную поверхность).
- Во вкладке Modify (Изменить) командной панели перейдите на уровень редактирования полигонов (можно воспользоваться клавишей быстрого доступа 4).
- Выделите ряд полигонов, расположенных по одну сторону осевой линии и удалите их.
ПРИМЕЧАНИЕ
Необходимость удаления половины параллелепипеда вызвана тем, что моделирование одной части симметричных объектов позволяет существенно экономить время, затраченное на создание модели, при этом не забывайте о том, что срез половины строящегося объекта должен проходить по осевой линии чертежа.
При желании вы можете так же удалить и те полигоны, которые расположены со стороны днища кузова автомобиля — это позволит уменьшить количество вершин, которое необходимо будет контролировать в процессе моделирования.
- После удаления полигонов покиньте режим редактирования подобъектов, для чего можно повторно воспользоваться клавишей быстрого доступа 4.
- Для создания образца оставшейся половинки параллелепипеда выполните из главного меню команду Tools>Mirror (Инструменты>Отражение) и в открывшемся окне диалога выберите в качестве метода копирования Instance (Образец).
- В одном из окон проекций выделите половинку параллелепипеда и его образец, затем щелкните на них правой кнопкой мыши, в результате чего появится контекстное меню. В контекстном меню щелкните на Properties (Свойства), в результате чего появится окно диалога Object Properties (Свойства объекта).
- В группе Display Properties (Свойства отображения) этого окна установите флажок на See - Through (Видеть сквозь) и щелкните на кнопке OK.
СОВЕТ
Для переключения свойства отображения объекта на прозрачность и обратно существуют клавиши быстрого доступа Alt + X . Такое переключение удобно для возврата к тонированному отображению для контроля формы строящегося объекта.
Таким образом, мы выполнили создание симметричного образца половинки модели и установили прозрачность для того, чтобы при моделировании иметь возможность видеть чертеж виртуальной студии, расположенный позади моделируемого объекта.
СОВЕТ
Кроме выполненных настроек можно повысить качество отображения прозрачности и заблокировать образец от случайного смещения, что повысит комфортность работы. В первом случае выберите из контекстного меню окна проекции, расположенного в левом верхнем углу, строку Transparency>Best (Прозрачность>Наилучшая), а во втором, воспользуйтесь окном диалога Object Properties (Свойства объекта) и установите флажок Freeze (Фиксировать), как это делалось ранее для виртуальной студии.
Выполнив все подготовительные действия, мы подошли непосредственно к моделированию, и прежде чем мы начнем построение модели автомобиля, позвольте дать несколько советов, которые помогут вам при создании собственных моделей.
- Все построения должны происходить по принципу «от общего к частному». Иначе говоря, вначале строятся общие формы объекта и лишь затем, по мере необходимости, добавляются детали.
- Грани полигонов по возможности должны проходить в местах характерных линий автомобиля (изломов геометрии, соединения элементов кузова).
- При построении новых разрезов желательно свести к минимуму количество полигонов с тремя вершинами, а от полигонов с количеством вершин более четырех лучше отказаться вовсе. И те и другие могут вызывать проблемы при сглаживании.
- Новые полигоны необходимо строить только в том случае, если без них невозможно обойтись.
- Иногда использование весовых коэффициентов для вершин или граней может заменить выполнение дополнительных разрезов. Чем меньше полигонов будет участвовать при сглаживании, тем более ровной и плавной получатся форма поверхности.
Пришло время заняться моделированием и первое, что мы сделаем — уточним положение тех вершин, которые у нас уже имеются. Для этого выделите одну из половинок параллелепипеда (если вы одну из них заблокировали, то у вас останется в сцене лишь один объект, который можно выбрать), перейдите в режим редактирования вершин, воспользовавшись клавишей быстрого доступа 1 и в окне проекции Left (Слева) выставьте вершины, описав контур автомобиля
Перейдите в окно проекции Top (Сверху) и выполните позиционирование вершин с учетом формы автомобиля видимой сверху
И, наконец, уточним положение этих же вершин в окне проекции Front (Спереди)
СОВЕТ
Выполняя редактирование объекта, необходимо следить за тем, что бы случайно не было выделено лишних вершин. Легче всего это сделать, установив в свитке Selection (Выделение) флаг на Ignore Backfacing (Без обратной ориентации).
После настройки положения базовых вершин можно приступить к выполнению первого разреза с целью получения дополнительных полигонов для контроля формы боковой поверхности.
ПРИМЕЧАНИЕ
Обращаю ваше внимание на то, что новые разрезы необходимо строить только после того, как будет выставлено и уточнено положение существующих вершин. В противном случае неточности будут накапливаться и создадут трудности с последующим редактированием.
Для выполнения разреза выберите из свитка Edit Geometry (Редактирование геометрии)* инструмент Cut (Разрезать), щелкнув на одноименной кнопке или воспользуйтесь клавиатурной комбинацией быстрого доступа Alt + C (повторное нажатие этих клавиш выключает режим разрезания).
Используя инструмент Cut (Разрезать) выполните разрез по нижнему краю рамок боковых дверей от зеркала бокового вида до пересечения с задней стойкой
Как вы, наверное, уже заметили, со стороны переднего крыла автомобиля образовался полигон с пятью вершинами. Пока что можно не обращать на него внимания, так как позже, в процессе уточнения формы, мы постараемся привести количество вершин полигонов к четырем.
Сразу же после выполнения разреза перейдите к редактированию и уточните положение новых вершин, расположенных на линии разреза. Проще всего это сделать в окне проекции Front (Спереди).
Активизируйте инструмент Cut (Разрезать) и выполните разрез по линии излома на боковой стороне кузова от начала двери, до серединной линии на багажнике
Снова обратитесь к окнам проекций Front (Спереди) и Top (Сверху) для уточнения положения вновь построенных вершин.
СОВЕТ
Работая только с чертежами виртуальной студии теряется ощущение формы, поэтому время от времени обращайтесь к фотографиям автомобиля и чаще поворачивайте моделируемый объект в окне перспективы для выявления неточностей, которые могут быть незаметными в окнах стандартных видов. В этом случае лучше всего подойдет тонированный режим отображения строящегося объекта без использования прозрачности.
После уточнения положения существующих вершин можно переходить к выполнению новых разрезов. На сей раз можно воспользоваться не только инструментом Cut (Вычитание), создающим местные разрезы, но и секущей плоскостью (Slice Plane), расположенной в свитке Edit Geometry (Редактирование геометрии), для создания разрезов по всему периметру объекта. Такими разрезами будут:
- сечение вдоль осевой линии, проходящий по середине крыши от капота до багажника;
- два поперечных сечения, проходящее по капоту автомобиля;
- такое же сечение, по середине лобового стекла;
- еще одно по середине крыши и двери;
- сечение, проходящее перпендикулярно заднему стеклу;
- и наконец, сечение по середине багажника
Выполнив разрезы, вернитесь к редактированию формы методом уточнения положения вершин. Обращаю ваше внимание на то, что должны быть выставлены по характерным линиям чертежа и габаритам автомобиля не только новые, но и ранее созданные вершины с учетом изменившейся геометрии
СОВЕТ
В процессе редактирования строящегося объекта скорее всего обнаружится несоответствие положения видов виртуальной студии или формы автомобиля на чертежах (исходный материал чаще всего не является рабочими чертежами). В первом случае вы можете в любое время вернуться к редактированию материалов и сделать соответствующие изменения, во втором — выбрать один из видов в качестве основного, и не обращать внимание на несовпадение положения вершин с линиями формы чертежа в остальных.
В сущности места для новых разрезов определяются формой автомобиля, так же как и последовательность их выполнения. Например, сейчас можно сосредоточится на разрезах для боковой поверхности автомобиля или капоте. Давайте начнем с увеличения плотности полигонов капота, а затем перейдем к боковой поверхности. Для этого выполните два новых разреза: один в передней части, перпендикулярно осевой линии для уточнения формы закругления капота, а второй у основания лобового стекла от осевой линии до места крепления зеркала
Как и в предыдущих случаях вернитесь на уровень редактирования вершин и скорректируйте их положение во всех видах проекций.
Сейчас можно выполнить боковой разрез от решетки радиатора через боковую дверь до багажника. Лучше всего это сделать инструментом Cut (Вычитание) в три этапа:
- в окне проекции Back (Сзади) начните выполнение разреза от серединной линии до места соединения блок-фары с левым крылом;
- перейдите в окно проекции Left (Слева) и продолжите разрез по характерной линии чертежа, расположенной в верхней части боковой двери;
- закончите выполнение разреза в окне проекции Front (Спереди) доведя его до багажника;
ПРИМЕЧАНИЕ
Используемые мной виды окон проекций могут отличаться от ваших, если положение автомобиля на чертежах виртуальной студии не совпадает с используемым мною.
После выполнения редактирования вершин выполните еще два боковых разреза: продолжите существующий от боковой двери по левому крылу, а затем по бамперу до серединной линии и второй в нижней части автомобиля через всю сторону от серединной линии переднего бампера, до серединной линии заднего бампера.
Редактируя положение вершин после выполненных разрезов, обратите особое внимание на форму строящегося объекта в окне проекции Back (Сзади). Созданные грани позволяют более точно определить боковой изгиб кузова. Кроме того, в передней части автомобиля начинается формирование места сочленения бампера, капота и фары, которому необходимо уделить особое внимание. Именно от того насколько правильно будут выполнены общие формы автомобиля на начальном этапе, будет зависеть конечный результат, так как общее количество вершин будет нарастать с каждым разрезом, а их редактирование усложняться.
Далее добавим несколько вертикальных сечений для того, чтобы иметь возможность более точно определить форму кузова и сечения в области форточки и рамки боковой двери.
* - Здесь и далее в этом упражнении, обращаясь к свиткам, имеется ввиду вкладка Modify (Изменить) командной панели редактируемого объекта
Сейчас выполним небольшое перераспределение вершин для того, чтобы по линии очерчивания дверей проходили грани полигонов, что важно для дальнейшего построения в этих местах швов.
Далее вместе с редактированием вершин, добавим новые разрезы в области переднего бампера для уточнения его формы одновременно с началом формирования габаритов фары.
Выполним еще два боковых горизонтальных разреза: в середине и нижней части кузова, а также два небольших разреза в области заднего крыла. Этим самым мы создадим новые полигоны для формирования геометрии нижней части переднего бампера, декоративного излома формы двери и начнем формирование заднего бампера вместе с фонарем и дверью багажника.
После построения новых разрезов со стороны багажника, необходимо выполнить небольшие преобразования среди имеющихся вершин и граней с целью оптимизации их положения и количества. Если обратиться к фотографиям автомобиля, представленным в архиве, то можно легко заметить что багажник и заднее крыло автомобиля имеет характерное скругление. Для того чтобы правильно передать эту форму потребуется изменить направление граней так, чтобы они повторяли ее. Сделать это можно используя слияние вершин (Weld), с последующим уточнением их положения в пространстве.
Построив общую форму задней части автомобиля, необходимо то же самое сделать и для фронтальной. Здесь кроме «раскосых» фар, напоминающих задние фонари и радиаторной решетки в форме дуги, есть два продольных изгиба на капоте. Для придания этим элементам автомобиля соответствующей формы потребуется выполнить несколько разрезов в передней части авто. Два из трех новых разрезов находятся в местах изменения формы капота и один повторяет форму фары, продолжая ранее выполненный разрез у основания фары.
Вершины, принадлежащие граням, выполненных разрезов и некоторые ранее построенные требуют редактирования. В данном случае потребуется не только правильное их позиционирование в пространстве, согласно формы автомобиля, но и редактирование путем слияния вершин и перемещения граней. Как вариант может использоваться техника создания граней путем удаления (кнопка Remove (Удалить) из свитка Edit Edges (Редактирование ребер)) старых и построения новых с учетом формы строящегося объекта.
На рисунке показана отредактированная сетка полигонов передней верхней части автомобиля. На данном этапе построенные полигоны условно разделены на группы, соответствующие элементам кузова автомобиля: капот, радиаторная решетка, фара и передний бампер. Так как в дальнейшем предполагается строить эти части автомобиля как отдельные элементы, я позволил себе ограничивать длину некоторых граней на границе этих элементов. Такой подход позволит избежать лишней геометрии и как следствие сократить время редактирования, одновременно повысив качество сглаживания поверхности.
На этом этап создания общей формы автомобиля можно считать законченным и переходить к более детальной проработке отдельных элементов кузова.