Приветствую Вас Гость

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Waden  
Форум V-AUTO.NET » АВТО РАЗДЕЛ » История автомобилестроения » История «инвалидок»
История «инвалидок»
GWL Дата: Среда, 10-Дек-2008, 23:33 | Сообщение # 1
загрузка наград ...
Сообщений: 1949
Репутация: off
Возраст: загрузка...
OFFline
Материал иж Казахстанского журнала PRO АВТО

В прошлом номере нашего журнала мы рассказали об индийском автомобиле, который многие, увидев его, тут же окрестили «инвалидкой». В связи с упоминанием об этом, многие читатели вспомнили об этом чуде советского автопрома и попросили рассказать о нем в рубрике «Автоистория». Идя навстречу их пожеланиям, мы и расскажем сегодня о советских «инвалидках».

У отечественных инвалидов Отечественной войны первое время не было даже инвалидных колясок. Ездили они на четырехугольном деревянном ящике с колесиками-подшипниками, отталкиваясь при этом от мостовой деревянными колодками. Однако вскоре после войны появился трицикл «Киевлянин», похожий на коляску индийского моторикши. Трицикл имел привод лишь на одно из задних колес и управлялся при помощи длинного рычага, прикрепленного к вилке вместо традиционного руля. Рычаг этот был немного смещен относительно продольной оси экипажа, чтобы не сильно мешать при езде, имел мотоциклетную ручку газа и качался вверх-вниз, что позволяло выключать сцепление. Кроме того, там располагалась кривая "заводилка", как у патефона, с цепной передачей на мотор. Двигатель «Киевлянина» имел рабочий объем всего-навсего 98 кубических сантиметров и при 4000 оборотах в минуту развивал мощность в 2,3 л.с. Мощности этой хватало лишь на то, чтобы по ровной хорошей дороге доехать до магазина.

Первой же «инвалидкой» с закрытым кузовом стал трехколесный автомобиль С-1л, впервые сошедший с конвейера Серпуховского мотоциклетного завода в 1952 году. С-1л при всех своих недостатках обеспечивал защиту от непогоды и некоторый комфорт, поскольку имел металлический кузов с дверями и складывающуюся брезентовую крышу. Комфорт, конечно, был относительным, потому как в салоне отсутствовал отопитель, а от треска двухтактного двигателя объемом 125 куб. см, взятого от мотоцикла "Москва", закладывало уши. Мотоколяска имела руль мотоциклетного типа и независимую пружинную подвеску задних колес на поперечных рычагах. Каркас кузова был сварен из труб и обтянут металлом. Слабенького четырехсильного моторчика с трудом хватало на то, чтобы привести в движение машину весом 275 кг. Скорость же не превышала 30 км/ч. Поэтому в 1956 году двигатель заменили на более мощный – от мотоцикла Иж-56, развивавший 7,5 л.с. Это позволило увеличить скорость до 55 км/ч.

В 1958 году в КБ Горьковского автозавода был спроектирован экспериментальный автомобиль ГАЗ-18. Это был двухместный малолитражный автомобиль с ручным управлением. Двухцилиндровый двигатель объемом 0,5 л представлял собой «половинку» мотора «Москвич-402». Но самое интересное в конструкции ГАЗ-18 – автоматическая КПП с гидротрансформатором, точно такая, как на представительском ЗИМе и на первых 21-х «Волгах». Она позволяла обойтись без педали сцепления, существенно упрощая управление автомобилем, что для инвалидов особенно важно. Мотор и КПП разместились в задней части машины, а спереди – небольшой багажник и бензобак. В соответствии с назначением автомобиля доступ к двигателю и его системам обеспечивался как снаружи, так и с места водителя. Для этого нужно было лишь откинуть спинку заднего сиденья. Подвеска колес – независимая, торсионная. Размеры дверных проемов и внутреннего пространства цельнометаллического кузова, а также регулируемое сиденье обеспечивали удобную посадку. Однако партия и правительство посчитали, что предоставлять такое транспортное средство для тех, кто потерял ноги при защите родины, будет слишком жирным, и в серию ГАЗ-18 не запустили.

Конструкторы же Серпуховского завода в это время и не думали сидеть, сложа руки. Переосмысление не очень удачной конструкции С-1л привело к созданию первой классической «инвалидки». Ею стала знаменитая СЗА. По своей конструкции она очень напоминала Citroёn 2CV, о котором мы рассказывали год назад. Однако если французы охотно покупали своего «гадкого утенка» и ничуть его не стыдились, то в отнюдь не избалованном автомобилями СССР эту «инвалидку» и за автомобиль-то не считали. Называли ее термином «мотоколяска», и выдавали мотоциклетные номера. В Алма-Ате с 1959 года все они имели серию АТД. До этого же немногочисленные мотоколяски, успевшие поступить в Алма-Ату до введения в 1959 году черных номеров имели номер с буквами ШД, каковые предназначались для частных автомобилей. Последние из этих желтых номеров заменили на черные в 1965 году. Сразу после своего появления СЗД стала героем анекдотов, а Леонид Гайдай даже снял ее в фильме «Операция Ы». Кстати, небольшая масса мотоколяски позволяла Моргунову в одиночку передвигать ее по съемочной площадке.

Концептуально машина получилась довольно прогрессивной. Впервые в истории отечественного автомобилестроения были применены ручное рулевое управление, независимая подвеска всех колес и заднее расположение силового агрегата. Отсутствие мотора спереди и плоский, благодаря компактной, типично фольксвагеновской торсионной подвеске, передний мост оставляли достаточно пространства, чтобы полностью вытянуть ноги. Это было удобно для тех, у кого они не сгибались. Тормоз был только ручной, механический. На двигателе стоял электростартер, но, на всякий случай, в салоне был рычаг, с помощью которого также можно было завести мотор. Задний мост имел приводимый цепью дифференциал с реверсом, позволявшим получать по четыре передачи как вперед, так и назад. На мотоколяску поставили двигатель от мотоцикла «Иж-Планета». При диаметре цилиндра в 72 миллиметра и ходе поршня в 85 его рабочий объем составлял 346 куб. см. При 3400 оборотах в минуту он выдавал 10 лошадиных сил (у Citroёn 2CV сперва было 9, а в те времена стало 12 при объеме двигателя в 375 куб. см). Степень сжатия была для тех времен довольно высокой – шесть единиц, но на 66-м бензине двигатель всё-таки работал, поскольку повышению детонационной стойкости способствовало добавление в горючее моторного масла – двигатель-то был двухтактный. Максимальная скорость ограничивалась шестьюдесятью километрами в час, а от 0до 40 СЗД разгонялась за 18 секунд. Расход топлива составлял 4,5 литра на сто километров. Длина автомобиля составляла 2625 мм, а ширина – 1315. Маневренность автомобильчика была непревзойденной, а схема управления позволяла управлять им одной рукой. Из-за обилия ручного труда и 75 погонных метров дорогих хромонсиловых труб в конструкции себестоимость СЗА была выше, чем у выпускавшегося в то время 407-го "Москвича". Последующие модернизации привнесли упругие резиновые муфты на задние полуоси и телескопические амортизаторы вместо фрикционных.

Мотоколяски СЗА бесплатно распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов. Bыдавались они собесами на oпределeнное время, пoсле которого инвалид был обязан сдать мотокoляску в сoбес и пoлyчить нoвую. В 1970 году появилась новая мотоколяска СЗД, и всех инвалидов стали пересаживать на нее. Именно поэтому мотоколясок СЗА сохранилось чрезвычайно мало.

Больше запомнилась, конечно, СЗД. Кузов ее был рубленно-угловатым и совершенно не радовал глаз. Правда, бóльшая площадь остекления повысила обзорность. Длина увеличилась до 2595 мм, ширина - до 1380 . Масса возросла с 350 до 454 кг. Упростилось изготовление нового несущего кузова, но при этом он стал тяжелее, заметно ухудшилась его обтекаемость. Несмотря на повысившуюся до 18 л.с. мощность старого ижевского мотора, максимальная скорость увеличилась ненамного – до 70 км/ч. Появились гидравлические, с ручным приводом, с тормоза на все колеса и торсионная задняя подвеска на продольных рычагах. Возросла комфортность салона, получившего бензиновый отопитель и утратившего складной верх. Последние 300 экземпляров СЗД покинули Серпуховской завод осенью 1997 гoда. С тех пор инвалидам выдают только «Оку», но это уже другая история.


© 2007 PRO-AVTO


  МГТУ "МАМИ"
Автор - GWL
Дата добавления - 10-Дек-2008 в 23:33

Сообщение Материал иж Казахстанского журнала PRO АВТО

В прошлом номере нашего журнала мы рассказали об индийском автомобиле, который многие, увидев его, тут же окрестили «инвалидкой». В связи с упоминанием об этом, многие читатели вспомнили об этом чуде советского автопрома и попросили рассказать о нем в рубрике «Автоистория». Идя навстречу их пожеланиям, мы и расскажем сегодня о советских «инвалидках».

У отечественных инвалидов Отечественной войны первое время не было даже инвалидных колясок. Ездили они на четырехугольном деревянном ящике с колесиками-подшипниками, отталкиваясь при этом от мостовой деревянными колодками. Однако вскоре после войны появился трицикл «Киевлянин», похожий на коляску индийского моторикши. Трицикл имел привод лишь на одно из задних колес и управлялся при помощи длинного рычага, прикрепленного к вилке вместо традиционного руля. Рычаг этот был немного смещен относительно продольной оси экипажа, чтобы не сильно мешать при езде, имел мотоциклетную ручку газа и качался вверх-вниз, что позволяло выключать сцепление. Кроме того, там располагалась кривая "заводилка", как у патефона, с цепной передачей на мотор. Двигатель «Киевлянина» имел рабочий объем всего-навсего 98 кубических сантиметров и при 4000 оборотах в минуту развивал мощность в 2,3 л.с. Мощности этой хватало лишь на то, чтобы по ровной хорошей дороге доехать до магазина.

Первой же «инвалидкой» с закрытым кузовом стал трехколесный автомобиль С-1л, впервые сошедший с конвейера Серпуховского мотоциклетного завода в 1952 году. С-1л при всех своих недостатках обеспечивал защиту от непогоды и некоторый комфорт, поскольку имел металлический кузов с дверями и складывающуюся брезентовую крышу. Комфорт, конечно, был относительным, потому как в салоне отсутствовал отопитель, а от треска двухтактного двигателя объемом 125 куб. см, взятого от мотоцикла "Москва", закладывало уши. Мотоколяска имела руль мотоциклетного типа и независимую пружинную подвеску задних колес на поперечных рычагах. Каркас кузова был сварен из труб и обтянут металлом. Слабенького четырехсильного моторчика с трудом хватало на то, чтобы привести в движение машину весом 275 кг. Скорость же не превышала 30 км/ч. Поэтому в 1956 году двигатель заменили на более мощный – от мотоцикла Иж-56, развивавший 7,5 л.с. Это позволило увеличить скорость до 55 км/ч.

В 1958 году в КБ Горьковского автозавода был спроектирован экспериментальный автомобиль ГАЗ-18. Это был двухместный малолитражный автомобиль с ручным управлением. Двухцилиндровый двигатель объемом 0,5 л представлял собой «половинку» мотора «Москвич-402». Но самое интересное в конструкции ГАЗ-18 – автоматическая КПП с гидротрансформатором, точно такая, как на представительском ЗИМе и на первых 21-х «Волгах». Она позволяла обойтись без педали сцепления, существенно упрощая управление автомобилем, что для инвалидов особенно важно. Мотор и КПП разместились в задней части машины, а спереди – небольшой багажник и бензобак. В соответствии с назначением автомобиля доступ к двигателю и его системам обеспечивался как снаружи, так и с места водителя. Для этого нужно было лишь откинуть спинку заднего сиденья. Подвеска колес – независимая, торсионная. Размеры дверных проемов и внутреннего пространства цельнометаллического кузова, а также регулируемое сиденье обеспечивали удобную посадку. Однако партия и правительство посчитали, что предоставлять такое транспортное средство для тех, кто потерял ноги при защите родины, будет слишком жирным, и в серию ГАЗ-18 не запустили.

Конструкторы же Серпуховского завода в это время и не думали сидеть, сложа руки. Переосмысление не очень удачной конструкции С-1л привело к созданию первой классической «инвалидки». Ею стала знаменитая СЗА. По своей конструкции она очень напоминала Citroёn 2CV, о котором мы рассказывали год назад. Однако если французы охотно покупали своего «гадкого утенка» и ничуть его не стыдились, то в отнюдь не избалованном автомобилями СССР эту «инвалидку» и за автомобиль-то не считали. Называли ее термином «мотоколяска», и выдавали мотоциклетные номера. В Алма-Ате с 1959 года все они имели серию АТД. До этого же немногочисленные мотоколяски, успевшие поступить в Алма-Ату до введения в 1959 году черных номеров имели номер с буквами ШД, каковые предназначались для частных автомобилей. Последние из этих желтых номеров заменили на черные в 1965 году. Сразу после своего появления СЗД стала героем анекдотов, а Леонид Гайдай даже снял ее в фильме «Операция Ы». Кстати, небольшая масса мотоколяски позволяла Моргунову в одиночку передвигать ее по съемочной площадке.

Концептуально машина получилась довольно прогрессивной. Впервые в истории отечественного автомобилестроения были применены ручное рулевое управление, независимая подвеска всех колес и заднее расположение силового агрегата. Отсутствие мотора спереди и плоский, благодаря компактной, типично фольксвагеновской торсионной подвеске, передний мост оставляли достаточно пространства, чтобы полностью вытянуть ноги. Это было удобно для тех, у кого они не сгибались. Тормоз был только ручной, механический. На двигателе стоял электростартер, но, на всякий случай, в салоне был рычаг, с помощью которого также можно было завести мотор. Задний мост имел приводимый цепью дифференциал с реверсом, позволявшим получать по четыре передачи как вперед, так и назад. На мотоколяску поставили двигатель от мотоцикла «Иж-Планета». При диаметре цилиндра в 72 миллиметра и ходе поршня в 85 его рабочий объем составлял 346 куб. см. При 3400 оборотах в минуту он выдавал 10 лошадиных сил (у Citroёn 2CV сперва было 9, а в те времена стало 12 при объеме двигателя в 375 куб. см). Степень сжатия была для тех времен довольно высокой – шесть единиц, но на 66-м бензине двигатель всё-таки работал, поскольку повышению детонационной стойкости способствовало добавление в горючее моторного масла – двигатель-то был двухтактный. Максимальная скорость ограничивалась шестьюдесятью километрами в час, а от 0до 40 СЗД разгонялась за 18 секунд. Расход топлива составлял 4,5 литра на сто километров. Длина автомобиля составляла 2625 мм, а ширина – 1315. Маневренность автомобильчика была непревзойденной, а схема управления позволяла управлять им одной рукой. Из-за обилия ручного труда и 75 погонных метров дорогих хромонсиловых труб в конструкции себестоимость СЗА была выше, чем у выпускавшегося в то время 407-го "Москвича". Последующие модернизации привнесли упругие резиновые муфты на задние полуоси и телескопические амортизаторы вместо фрикционных.

Мотоколяски СЗА бесплатно распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов. Bыдавались они собесами на oпределeнное время, пoсле которого инвалид был обязан сдать мотокoляску в сoбес и пoлyчить нoвую. В 1970 году появилась новая мотоколяска СЗД, и всех инвалидов стали пересаживать на нее. Именно поэтому мотоколясок СЗА сохранилось чрезвычайно мало.

Больше запомнилась, конечно, СЗД. Кузов ее был рубленно-угловатым и совершенно не радовал глаз. Правда, бóльшая площадь остекления повысила обзорность. Длина увеличилась до 2595 мм, ширина - до 1380 . Масса возросла с 350 до 454 кг. Упростилось изготовление нового несущего кузова, но при этом он стал тяжелее, заметно ухудшилась его обтекаемость. Несмотря на повысившуюся до 18 л.с. мощность старого ижевского мотора, максимальная скорость увеличилась ненамного – до 70 км/ч. Появились гидравлические, с ручным приводом, с тормоза на все колеса и торсионная задняя подвеска на продольных рычагах. Возросла комфортность салона, получившего бензиновый отопитель и утратившего складной верх. Последние 300 экземпляров СЗД покинули Серпуховской завод осенью 1997 гoда. С тех пор инвалидам выдают только «Оку», но это уже другая история.


© 2007 PRO-AVTO

Waden Дата: Четверг, 11-Дек-2008, 20:04 | Сообщение # 2
загрузка наград ...
Сообщений: 4376
Репутация: off
Возраст: загрузка...
OFFline
Quote (GWL)


"Где этот чёртов инвалид?!" :D


[Как вставить картинку на форум.]
Правила сайта
  Ставрополь
Автор - Waden
Дата добавления - 11-Дек-2008 в 20:04

Сообщение
Quote (GWL)


"Где этот чёртов инвалид?!" :D
INSTRUCTOR Дата: Четверг, 11-Дек-2008, 20:14 | Сообщение # 3
загрузка наград ...
Сообщений: 1805
Репутация: off
Возраст: загрузка...
OFFline
хе...всегда мечтал о такой коляске :D


теперь он точно знает что там, в астралах ,а мы все пытаемся занять пъедесталы...


Сообщение отредактировал INSTRUCTOR - Четверг, 11-Дек-2008, 20:14
  Москва
Автор - INSTRUCTOR
Дата добавления - 11-Дек-2008 в 20:14

Сообщение хе...всегда мечтал о такой коляске :D
КОРЕШ Дата: Вторник, 23-Дек-2008, 02:42 | Сообщение # 4
загрузка наград ...
Сообщений: 133
Репутация: off
Возраст: загрузка...
OFFline
ХАхах гдеж находится тот чёртов завод где их выпускают?))


  Серпухов
Автор - КОРЕШ
Дата добавления - 23-Дек-2008 в 02:42

Сообщение ХАхах гдеж находится тот чёртов завод где их выпускают?))
GWL Дата: Вторник, 23-Дек-2008, 03:40 | Сообщение # 5
загрузка наград ...
Сообщений: 1949
Репутация: off
Возраст: загрузка...
OFFline
Quote (GWL)
Серпуховской завод

:D
надо прикупить себе.хороший драгстер кстати :)


  МГТУ "МАМИ"
Автор - GWL
Дата добавления - 23-Дек-2008 в 03:40

Сообщение
Quote (GWL)
Серпуховской завод

:D
надо прикупить себе.хороший драгстер кстати :)
КОРЕШ Дата: Вторник, 23-Дек-2008, 04:19 | Сообщение # 6
загрузка наград ...
Сообщений: 133
Репутация: off
Возраст: загрузка...
OFFline
Смотри с какого города я))) Туда не чё не поместицо. :D
Вот этот суперкар является тоже инвалидкой:

Вообще 40% автомобилей ока является тоже инвалидкой Гыгыг так как выпускается тамже





Сообщение отредактировал КОРЕШ - Вторник, 23-Дек-2008, 04:24
  Серпухов
Автор - КОРЕШ
Дата добавления - 23-Дек-2008 в 04:19

Сообщение Смотри с какого города я))) Туда не чё не поместицо. :D
Вот этот суперкар является тоже инвалидкой:

Вообще 40% автомобилей ока является тоже инвалидкой Гыгыг так как выпускается тамже
Fusion Дата: Вторник, 23-Дек-2008, 07:16 | Сообщение # 7
загрузка наград ...
Сообщений: 39
Репутация: off
Возраст: загрузка...
OFFline
КОРЕШ - ямаха просто!
А вообще мы однажды такую разирали - проще некуда, велики и то сложнее в устройстве! :D
  Ангарск
Автор - Fusion
Дата добавления - 23-Дек-2008 в 07:16

Сообщение КОРЕШ - ямаха просто!
А вообще мы однажды такую разирали - проще некуда, велики и то сложнее в устройстве! :D
GWL Дата: Вторник, 23-Дек-2008, 17:26 | Сообщение # 8
загрузка наград ...
Сообщений: 1949
Репутация: off
Возраст: загрузка...
OFFline
КОРЕШ, ток ща заметил
Quote (Fusion)
проще некуда, велики и то сложнее в устройстве!

надо купить.никто не продаёт такую? :D


  МГТУ "МАМИ"
Автор - GWL
Дата добавления - 23-Дек-2008 в 17:26

Сообщение КОРЕШ, ток ща заметил
Quote (Fusion)
проще некуда, велики и то сложнее в устройстве!

надо купить.никто не продаёт такую? :D
Snake_52_RUS Дата: Вторник, 23-Дек-2008, 20:01 | Сообщение # 9
загрузка наград ...
Сообщений: 257
Репутация: off
Возраст: загрузка...
OFFline
В инвалидке стоит движок от мопеда!

Всегда дави на газ,но не забывай и про педаль тормоза.©Snake
  Выкса
Автор - Snake_52_RUS
Дата добавления - 23-Дек-2008 в 20:01

Сообщение В инвалидке стоит движок от мопеда!
GWL Дата: Вторник, 23-Дек-2008, 22:46 | Сообщение # 10
загрузка наград ...
Сообщений: 1949
Репутация: off
Возраст: загрузка...
OFFline
Snake_52_RUS, значит поставь от мотоцикла и будешь выигрывать у драгстеров :D

  МГТУ "МАМИ"
Автор - GWL
Дата добавления - 23-Дек-2008 в 22:46

Сообщение Snake_52_RUS, значит поставь от мотоцикла и будешь выигрывать у драгстеров :D
КОРЕШ Дата: Вторник, 23-Дек-2008, 23:43 | Сообщение # 11
загрузка наград ...
Сообщений: 133
Репутация: off
Возраст: загрузка...
OFFline
Snake_52_RUS, не отмопеда не надо. ИЖовский двиган, 18 л.с.


  Серпухов
Автор - КОРЕШ
Дата добавления - 23-Дек-2008 в 23:43

Сообщение Snake_52_RUS, не отмопеда не надо. ИЖовский двиган, 18 л.с.
Snake_52_RUS Дата: Среда, 24-Дек-2008, 18:43 | Сообщение # 12
загрузка наград ...
Сообщений: 257
Репутация: off
Возраст: загрузка...
OFFline
От Иж Планета:)

Всегда дави на газ,но не забывай и про педаль тормоза.©Snake

Сообщение отредактировал Snake_52_RUS - Среда, 24-Дек-2008, 18:45
  Выкса
Автор - Snake_52_RUS
Дата добавления - 24-Дек-2008 в 18:43

Сообщение От Иж Планета:)
Форум V-AUTO.NET » АВТО РАЗДЕЛ » История автомобилестроения » История «инвалидок»
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: