Мазерати (итал. Maserati) — итальянский поизводитель спортивных автомобилей, основанный в 1914 году в Болонии, Италия. Эмблемой компании является трезубец. Штаб-квартира находится в городе Модена, Италия. В настоящее время компания находится в подчинении итальянского автогиганта Фиат. История
В семье Мазерати было шестеро братьев: Альфьери, Биндо, Карло, Этторе, Эрнесто и Марио. Марио посвятил себя искусству. Карло начал удачную карьеру автогонщика, но в 1919 году умер от туберкулёза. Альфьери, Биндо и Эрнесто работали на автомобильной фирме «Изотта-Фраскини» (Isotta-Fraschini). В 1914 году Альфиери решил открыть собственную мастерскую в окрестностях Болоньи. Вскоре к нему присоединились двое младших братьев — Биндо и Эрнесто и они вместе построили спортивный автомобиль с двухлитровым двигателем. В 1926 году при финансовой поддержке Диато братья основали компанию Мазерати. Компания начала выпускать автомобили с 4-, 6-, 8- и 16-цилиндровыми двигателями. Один из первых Мазерати, управляемый Альфьери, победил в 1926 году в Targa Florio.
Художник Марио разработал эмблему компании — трезубец. В 1932 году скончался Альфиери, однако оставшиеся три брата (Биндо, Этторе и Эрнесто) продолжили дело компании.
Мазерати «Птичья клетка (Birdcage)»
Орси
В 1937 году оставшиеся братья продали компанию Мазерати семье Орси, которая в 1940 году перенесла штаб-квартиру компании в родной город Модена, где она и находится до настоящего времени. Семья Орси сделала ставку на выпуск исключительно спортивных автомобилей. Братья продолжили работать в компании, выполняя роль инженеров на основании десятилетнего контракта. В гоночных сериях команда также часто одерживала победу, несмотря на участие немецких гоночных гигантов, таких как Ауди или Мерседес. В 1940 году Мазерати одержала победу в Индианаполисе.
В время Второй мировой войны компания работала для нужд итальянской армии. В это время Мазерати работает над постройкой автомобиля с V16 для Бенито Муссолини, и пытался сделать это быстрее, чем сделает Ферры Порше для Адольфа Гитлера. Но у них не получилось и фабрики были разрушены. Как только мирное соглашение было подписано Мазерати вернулась к производству автомобилей серии Мазерати А6, и участию в автогонках. По окончанию 10-летнего контракта братья покинули компанию семьи Орси и основали собственную новую компанию под названием О.С.К.А. (англ. O.S.C.A.).
После 1957, Мазерати сконцентрировалась на создании road cars, а главный конструктор Джулио Альфьери создал оснащенный шестициллиндровым двигателем Мазерати 3500 2+2 купе с алюминеввым корпусом.
1957 Мазерати 200СИ на Scarsdale Concours
.
Ситроен
В 1968 году в компании произошли большие перемены — она была продана компании Ситроен (фр. Citroën). По некоторым данным стоимость сделки составила один миллиард лир. Адольфо Орси сохранил номинальную должность президента, однако политика Мазерати сильно изменилась. Машины стали производится в невиданном доселе темпе, доходя до двух автомомбилей в день. Ситроен позаимствовал опыт и двигатель Мазерати для создания модели Citroën SM и других моделей, а также Мазерати объединил некоторые свои технологии с технологиями Ситроен, например, гидравлическую подвеску.
В 1970-е годы линейка Мазерати состояла из известных и престижных моделей: купе Мазерати Мерак (англ. Merak) с двигателем V6 рабочим объемом 2965 см3, Мазерати Бора (англ. Bora) с мотором V8 в 4719 см3, Мазерати Хамсин (англ. Khamsin) c мотором V8 в 4930 см3, а также роскошного седана Мазерати Куаттропорте (англ. Quattroporte) тоже с двигателем V8 в 4236 см3. Однако разразившийся в 1970-е нефтяной кризис вынудил сократить объем сделок на авторыноке, а особенно пострадал рынок спортивных автомобилей. В связи с чем в 1974 году компания Ситроен была вынуждена начать процедуру банкротства и 23 мая 1975 года новая управляющая компания ПСА Пежо Ситроен, контролирующая Мазерати, объявила о ликвидации компании.
1959 Maserati 500GT
Maserati-3500gti
де Томазо
В 1975 году компанию Мазерати приобрел известный гонщик и конструктор Алессандро де Томазо (англ. Alessandro de Tomaso). Новый модельный ряд Мазерати был представлен в 1976 году и включал в себя Мазерати Кьялами (англ. Kyalami) и Мазерати Куаттропорте III.
В 1982 году была создана новая относительно дешевая модель Мазерати Битурбо (англ. Biturbo) с мотором V6, оснащенным двойным турбонаддувом объемом 2 литра и мощностью 180 л.с. Автомобили с двигателями объемом свыше двух литров обкладывались серьезными налогами в Италии. Настолько серьезными, что те ощутимо "ударяли" по карманам даже обеспеченных людей. Эта модель пользовалась большим спросом. Появление "Biturbo" стало сенсацией. Во время экономического кризиса и взлетающих цен на бензин компания смогла по-новому взглянуть на саму идею суперкара. Она создала маленькую двухдверку классической компоновки. Зато миниатюрный салон представлял собой царство кожи и дерева. Центральную консоль украшали часы в золотом корпусе. Задумывая "Biturbo", владелец компании Maserati Алессандро Де Томазо рассуждал примерно следующим образом: "Продавать огромные прожорливые суперкары сейчас невозможно. Однако с маленькой эксклюзивной машиной можно рассчитывать на успех. Компактное купе должно получиться легким и экономичным. Большой мотор ему не нужен…" Ставка оправдала себя. "Biturbo"легко вошла в этот мир и стала сразу обрастать модификациями. Появилась экспортная версия битурбо с двигателем 2,5 литра и распределенным впрыском. Также в конце 1980-х были разработаны два новых купе: Мазерати Шамаль (англ. Shamal) и Мазерати Гибли II (англ. Ghibli), которые были представлены в 1990 и 1992 годах соответственно. Внешность "Shamal" создавал знаменитый стилист Марчелло Гандини. Он даже оставил свой "автограф" на кузове в виде выреза задней колесной арки особой формы Мощность этих автомобилей достигала 326 л.с. Эра "битурбо" для Мазерати закончилась в 1997 году.
Кроме того, с 1988 года Мазерати поставляет 4-цилиндровые моторы рабочим объемом 2,2 л для комплектации американского Крайслера-ТС, производимого компанией Крайслер, которую возглавлял давний друг де Томазо Lee Iacocca.
Фиат
В мае 1993 года компания Мазерати стала собственностью концерна Фиат. Substantial investments were made in Maserati, and it has since undergone something of a renaissance.
В 1999 началась новая глава истории Мазерати, которая была открыта новой моделью 3200 GT. Это было двудверное купе, оснащенное 3.2 L twin-turbocharged V8 which produces 370 hp (276 kW). Автомобиль разгонялся с 0 до 60 миль в час за 5 секунд. Максимальная скорость составляла 285 км/ч (177 миль/ч).
Феррари
В 1997, Фиат передала пакет из 50 % акций Мазерати в долгосрочное пользование Феррари (в то время контроллируемое таже концерном Фиат). В 1999 Феррари получила полный контроль над компанией и преобразовала Мазерати в подразделение элитных автомобилей. В это же время строится новый завод, взамен устаревшего завода 1940-х годов.
Мазерати сегодня
Современные модели
Представленная продукция включает:
Maserati Coupe 2+2
Spider-двуместный родстер вариант Maserati Coupe.
Maserati Quattroporte - четырехдверный спортивный элитный седан.
Maserati Gtandturismo - четырехместный купе созданный на базе Maserati Quattroporte.
Maserati MC12 - среднемоторный суперкар.
Maserati MC12
Maserati Quattroporte № 1 приадлежит президенту Италии Карло Адзелио Чампи, а Maserati Quattroporte № 2 — бывшему премьер-министру Сильвио Берлускони. Остальные продаются по всему миру, в том числе и в России
Maserati Quattroporte